Максимова Наталья Александровна - UNREGISTERED VERSION

Перейти к содержимому

Главное меню

Пояснительная записка

Образовательная программа

Дополнительная образовательная программа
«Путешествие в волшебный мир природы»
возраст обучающихся 7 - 11 лет
3 года обучения

Пояснительная записка

Карта

Программа «Путешествие в волшебный мир природы» художественно-эстетической направленности способствует приобщению ребенка к декоративно-прикладному искусству, которое открывает большие возможности для его творческого развития, способствует глубокому воздействию на его внутренний мир, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
В проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится гармоничному развитию личности ребенка. Одним из действенных средств является работа с природным материалом. Растения и другие материалы живой  и неживой природы и созданные из них художественные композиции вызывают у детей восхищение и радостные эмоции, желание самим создавать красоту.
Мир природного материала – мир особых отношений ребенка с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства, единства ребенка с окружающим миром, на представлении универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека.
Актуальность данной программы состоит в том, что богатство растительного мира, разнообразие его форм, цвета, фактуры, природного рисунка, легкость обработки, доступность открывает большие возможности для творческого развития обучающихся и сближения их с родной природой. Встреча с природой расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в природные формы, развивает наблюдательность, помогает изучить и освоить новый вид деятельности. В ходе занятий расширяется кругозор обучающихся, происходит знакомство с разновидностями растительного материала, создаются условия для формирования любви к природе, родному краю.
Кроме того, во время работы с естественными материалами пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, формируются трудовые навыки. Этот вид деятельности развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает детей к интересному, самобытному виду народного прикладного искусства.
Новизна программы заключается в организации деятельности, способствующей формированию высокой культуры общения с природой, гражданской ответственности за ее сбережение во всех формах общественно-трудовой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в  приобщении обучающихся младшего школьного возраста к практической творческой дея-тельности, к декоративно-прикладному искусству, формированию эстетического восприятия природы и бережного отношения к ней для развития индивидуальных художественно-творческих способностей и становления личности ребенка.

Цель и задачи
Цель программы: развитие и самореализация индивидуальных творче-ских способностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через работу с природными материалами родного края.
Программа построена в соответствии с принципами общедоступности, креативности, единства обучения, воспитания и развития. В ходе реализации программы создаются условия для решения следующих задач:
• Формировать умение осознанно строить свою деятельность по достижению цели, видеть возникающие проблемы и находить пути рационального, творческого их решения.
• Развивать способность видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя природные материалы соответствующего цвета и фактуры.
• Прививать интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству, природе родного края через знакомство с разными жанрами изобразительного искусства.

Отличительные особенности программы
Предлагаемая программа является авторской. Она построена на основе практического опыта, с использованием литературы по данному направлению.
Учитывая психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста, содержание программы раскрывается через игру-путешествие
по карте «Путешествие в волшебный мир природы» (Приложение 1).
Страны и царства на карте (страна Листопадия, Цветочная страна, Лесное царство, Соломенное царство, Волшебное озеро) соответствуют разделам программы. Во время путешествия обучающиеся знакомятся с разными сказочными персонажами, которые рассказывают им о правилах поведения в природе, знакомят с легендами и преданиями, видами природных материалов, способами их обработки, приемами изготовления изделий, устраивают конкурсы и мастер-классы; в процессе выполнения практических работ предлагают задачи проблемного характера, развивающие творческую инициативу, фантазию, самостоятельность. Объектами для изучения являются обычные знакомые предметы, окружающие нас – «гости из природы» (цветы, листья, грибы, деревья и кустарники, мхи, лишайники и т.д.).
Одной из особенностей программы является концентричность построе-ния материала: в течение первого года обучения закладываются основные знания, развиваются элементарные умения, в течение второго года обучения знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются и углубляются, расширяется объем используемого материала, на занятиях третьего года обучения пополняются знания, полученные в течение первого и второго года по данным разделам программы, больше времени и внимания уделяется выполнению сложных по технологии изготовления работ, требующих творческого подхода.
От пассивного накопления знаний обучающиеся переходят к творческой, проектной деятельности, становясь художниками-дизайнерами. Это происходит через приобретение навыков художественной обработки  разнообразных природных материалов, развитие образного, логического, пространственного мышления, освоение композиционной грамотности, изучение природных форм. Работа строится по принципу «восприятие – осмысление – творчество» в соответствии с маршрутами следования: синий – 1 год обучения, зеленый – 2 год обучения, красный - 3 год обучения.
Освоение содержания программы тесно связано с литературой, изобразительным искусством, естествознанием, экологией и краеведением. Разножанровый литературный материал позволяет обогатить словарный запас обучающихся, расширить кругозор, окунуться в мир творчества и фантазии. Во время прогулок, экскурсий, походов особое внимание детей обращается на богатство нашей сибирской природы, совершенство и гармонию ее форм и красок, воспитывается потребность не только любоваться природой, но и бережное к ней отношение. Создаются условия для формирования высокой культуры общения с природой, гражданской ответственности за ее сбережение во всех формах общественно-трудовой деятельности. Экскурсии носят не только обучающий и практический характер, но и являются элементом эстетического воспитания обучающихся. А знакомство с основными жанрами живописи (пейзажем, портретом, натюрмортом), с произведениями изобразительного искусства обогащает зрительную память, учат видеть, понимать и любить искусство.
Содержание программы выводит на качественно новые горизонты творческую работу обучающихся, предоставляя им большую свободу действий, развивая их индивидуальность, дает рост природных задатков.

Режим занятий
Программа имеет образовательный характер и рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 -11 лет. Комплектование групп ведется по желанию. Ориентируясь на физиологические особенности детей данного возраста, занятия проводятся 1 и 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе зависит от продолжительности обучения в объединении: 1-ый,  2-ой год – 12 чел., 3-ий год – 10 чел.
В течение первого года обучения дети учатся простым приемам сбора природного материала, его засушивания и хранения. Приобретают навыки работы с природным материалом: листьями, цветами, крылатками, соломкой, шишками и т.д. Учатся соблюдать технику безопасности при работе с режущими, колющими предметами и электроприборами. Знакомятся с технологией выполнения аппликации, учатся изготавливать поделки по образцу и технологической карте. При этом развиваются творческие способности детей, воспитывается бережное отношение к природе.
В течение второго года обучения знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются и углубляются. Расширяется объем используемого материала, в поделках применяются сухоцветы, древесные грибы, лишайники и т.д. При работе с соломкой дети знакомятся с орнаментом, обучаются новому виду аппликации (полуобъемной аппликации), развивая творческие  способности и воображение.
На занятиях третьего года обучения закрепляются и пополняются зна-ния, полученные в течение первого и второго года обучения. Изготавливают-ся более сложные работы, больше времени и внимания уделяется выполнению творческих работ.

Возрастные особенности
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Но при планировании занятия нужно иметь в виду, что однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушаются регуляция физиологических функций. Чтобы исключить эти нарушения, необходима своевременная смена учебных видов деятельности на активный отдых на перемене, физкультминутке.
В этот период развития у детей процесс окостенения фаланг пальцев еще не закончен, а мелкие мышцы кистей рук еще не развиты; такие двигательные качества, как выносливость, координация и точность движения рук, находятся в стадии формирования, поэтому необходимо ограничение непрерывной трудовой деятельности для обучающихся 1-го года обучения не дольше 5 минут, для обучающихся 2-го года обучения 5-7 мин., для обучающихся 3 года обучения 10 мин.
Для развития мелкой моторики рук, координации и точности движений рук запланированы работы с мелкими деталями, лепка из соленого теста, пластилина.
Дети в этом возрасте эмоциональны, доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью, поэтому на занятиях необходимо создавать положительную и доброжелательную атмосферу.
Важное значение в обучении младших школьников имеют положитель-ные эмоции, они облегчают усвоение материала, уменьшают утомляемость, стимулируют высшую нервную деятельность ребенка. Для появления положительных эмоций у детей программой предусмотрено использование наглядных средств обучения, смена различных видов учебной деятельности, ее активизации.

Формы занятий, приемы и методы
Учитывая психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста, занятия проводятся в разнообразных формах: экскурсии, занятия-путешествия, конкурсы, выставки, коллективная творческая работа и работа в группах. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением наглядного материала. Большое внимание уделяется игровым моментам на занятиях: загадкам, кроссвордам, ребусам, стихам, сказкам, дидактическим играм. Это делает занятие интересным и увлекательным для детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся разработана система диагностики образовательных результатов (Таблица 1). Диагностика состоит из следующих этапов: вводная (проводится ежегодно в начале учебного года), промежуточная (проводится ежегодно в конце первого полугодия), итоговая (проводится ежегодно в конце учебного года), тематическая  (по разделам образовательной программы, проводится в конце изучения каждого раздела)).

К концу первого года обучения обучающиеся знают:
• правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, булавками, шилом, утюгом);
• виды природных материалов по происхождению (растительного, животного и минерального);
• способы сушки растений (естественная, в гербарной сетке, под прес-сом);
• строение и форму листьев;
• виды лесов (сосновый бор, березовая роща, смешанный лес);
• виды аппликаций, технологию выполнения аппликации из листьев, цветов;
• хвойные породы деревьев (ель, сосна, пихта, лиственница, кедр), их плоды (шишки);
• виды мхов;
• свойства бересты;
• условные обозначения, используемые в искусстве оригами;
• основные виды, свойства и назначение материалов (бумага, картон, природные материалы), доступные способы обработки материалов;
• способы разметки деталей изделия на бумаге, картоне, бересте; способы соединения деталей (неподвижно и подвижно при помощи клея, пластилина) из разных материалов;
• технологию изготовления простейших изделий из бумаги,  природного материала (бересты, шишек, соломки, скорлупы грецкого ореха, сыпучих материалов и т.д.);
• технологию изготовления рамки из гофрокартона;
• имеют представление о композиции, аппликации, флористике, герба-рии, орнаменте;
умеют:
• собирать природный материал с учетом природоохранных требований, засушивать природный материал;
• правильно организовать рабочее место для работы с бумагой и природным материалом;
• обрабатывать бумагу, природные материалы;
• подбирать материалы и инструменты для изготовления изделий;
• изготавливать сюжетную, предметную, декоративную аппликацию;
• составлять композицию на плоскости (узор в полосе, квадрате, круге, орнаменты);
• составлять односторонние, двусторонние цветочные композиции;
• окрашивать бумагу способом «набрызг»;
• использовать крылатки клена, ясеня в аппликации и объемных изделиях;
• выполнять простое переплетение из разных материалов (шпона, бумаги, бумажного шпагата, соломки)
• выполнять эскиз и работать по эскизу;
• изготавливать рамку для панно из гофрокартона;
• складывать игрушки оригами из бумаги, используя схемы с условными обозначениями;
• выполнять аппликацию из сыпучих материалов (манка, песок);
• использовать шишки хвойных деревьев, трутовики, скорлупу грец-кого ореха в поделках;
• расслаивать бересту, выполнять из нее аппликацию, объемные игрушки;
• использовать мох в аппликации;
• подготавливать соломку к работе (вырезать междоузлие, размягчать, разрезать вдоль волокон, разутюживать горячим утюгом);
• изготавливать аппликацию из соломенных трубочек, соломенных лент, соломенного полотна.
владеют:
• навыками  работы с природным материалом, бумагой, бросовым материалом;
• навыками работы с технологической картой;
• навыками изготовления аппликации из природных материалов;
• приемами обработки природного материала (бересты, соломки);
• навыками работы в группе.

К концу второго года обучения обучающиеся знают:
• правила техники безопасности при работе с инструментами;
• природоохранные требования по сбору природного материала;
• названия сухоцветов, их особенности, условия выращивания и сбора;
• виды лишайников;
• имеет представление о симметрии и равновесии в композиции, о пер-спективе в изображении;
• способы сушки растений (в водном растворе глицерина, в сыпучих материалах, в вате);
• правила сушки мхов и лишайников;
• технологию изготовления трехгранной рамки из бумаги;
• технологию приготовления соленого теста;
• технологические приемы (наложение, жгутик, крошка, резаный край)
• основные понятия «пейзаж», «натюрморт», «паспарту»; «коллек-ция»;
умеют:
• засушивать листья в водном растворе глицерина;
• засушивать цветы в сыпучих материалах, в вате;
• определять названия цветов по окраске и форме;
• собирать, засушивать и использовать в аппликации мхи и лишайни-ки;
• изображать с помощью листьев и цветов натюрморт, передавать в работе цвет и тень, величину предметов по отношению друг к другу;
• компоновать предметы в изображении, подбирать фон для изделия;
• наклеивать фон из листьев в вертикальном и диагональном направлении;
• изготавливать трехгранную рамку из бумаги;
• приготавливать соленое тесто;
• окрашивать и лакировать изделия из соленого теста;
• применять для изготовления панно сухоцветы;
• окрашивать песок акварелью;
• применять мох, лишайники, семена дикорастущих растений в аппли-кации для создания фактуры в работе;
• составлять геометрический орнамент из соломки;
• изображать пейзаж соломкой, учитывая окрас соломки, направление полос;
• выполнять панно из соломки с растительным узором (учитывать на-правление соломки в листьях, лепестках цветов, стеблях);
• выполнять аппликацию из пушистых материалов;
• изготавливать декоративные цветы из перьев птиц;
владеют:
• навыками создания плоскостного и объемного панно из природного материала;
• навыками грамотного цветового решения;
• правилами рационального использования материалов;
• навыками коллективной работы.

К концу третьего года обучения обучающиеся знают:
• правила техники безопасности при работе с шилом, ножом-резаком, выжигателем;
• способы засушивания различных растений сложной формы, цветов с большими соцветиями;
• правила сбора бересты, соломки;
• художников-пейзажистов, их произведения;
• историю применения бересты в быту, в декоративно-прикладном ис-кусстве;
• виды художественной обработки бересты;
• технологию изготовления «необычных цветов» из семян, косточек растений, чешуек шишки из апельсиновой корки;
• основные понятия «интарсия», «коллаж», «скелетизация»;
умеют:
• заготавливать бересту, соломку без ущерба для природы;
• выполнять скелетизацию листьев;
• изображать пейзаж с помощью листьев, передавая перспективу, время года;
• изготавливать "необычные цветы" из семян, косточек растений, чешуек шишки из апельсиновой корки;
• изготавливать «заснеженные» ветки с помощью пенопласта и солевого раствора;
• окрашивать еловые шишки разными изобразительными материалами (гуашь, серебрянка, бронза, аппликация манкой);
• выполнять роспись и прорезной рисунок на бересте;
• изготавливать инструменты для тиснения и выполнять тиснение на бересте;
• выполнять замковые соединения в туесах из бересты; переплетение из берестяных полос;
• разрабатывать эскиз для интарсии и выполнять интарсию из бере-сты;
• выполнять швы «вперед иголку», «через край» и «петельный»;
• сочетать в работе плоское изображение и объемные изделия из соломки;
• изготавливать коллаж из разных природных материалов.
владеют:
• навыками разработки эскиза;
• приемами создания коллажа;
• навыками работы с литературой по декоративно-прикладному творчеству;
• навыками осознанно строить свою деятельность по достижению це-ли;
• навыками рационального, творческого решения задач.

Итоги реализации программы
Результатом деятельности обучающихся является их самостоятельные творческие работы, которые могут использоваться как подарки для родных и друзей, а так же принимать участие в различных выставках детского творчества:
1 г.о. – выставка творческих работ в объединении;
2 г.о. – выставка творческих работ в музее ДПИ Центра творчества;
3 г.о. – персональная выставка, городская и областная выставка декоративно-прикладного творчества учреждений дополнительного образования, выставка областной станции юных натуралистов «Зеркало природы».
Кроме того программой предусмотрены ежегодные итоговые занятия, включающие задания по всем разделам программы и позволяющие опре-делить уровень знаний, умений и навыков обучающихся (Приложение 3).
1 г.о. – Игра "Путешествие по станциям";
2 г.о. – Выпуск стенгазеты "Природа и творчество";
3 г.о. – Презентация творческих работ.

Условия реализации программы
Учебный кабинет, где созданы все гигиенические условия: достаточное и равномерное освещение, температура воздуха + 18-20º С, соответствующая росту обучающихся мебель.
Оформление кабинета должно соответствовать художественно-прикладному направлению работы объединения. На стенах размещаются картины, панно обучающихся и педагога из природного материала, в стенных шкафах выставлены коллекции природного материала (мох, лишайник, плоды, шишки и др.) и поделки из них («необычные цветы» и др.).
Кроме того, в кабинете должна быть необходимая справочная, художественная, специальная и методическая литература, как для педагога, так и для обучающихся.


Назад к содержимому | Назад к главному меню